[:uk]

До 1992 года кафедра акустики и акустоэлектроники НТУ «Киевский политехнический институт» готовила инженеров для Военно-морского флота и предприятий судостроительной промышленности. После стало понятно, что столько специалистов по гидроакустике родине больше не требуется, и научный потенциал кафедры реализовался в новых областях.

Рассказывает заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор Виталий Дидковский:

«Сегодня мы готовим две группы специалистов и магистров в области акустики и одну — в области медицинской акустики. Как известно, скрининг слуха новорожденных является актуальной и, увы, пока неразрешенной в Украине проблемой. Во многих странах сегодня проверяется слух малышей, дабы вовремя начать лечение, так как известно: чем раньше обнаруживается дефект, тем больше шансов на излечение, тем легче устранить задержку развития речи. Например, в США три года назад скринингом были охвачены 17% новорожденных, а сегодня — 95%. Средства диагностики импортные, очень дорогие, и мало того — имеют вероятностный характер. То есть степень погрешности предлагаемых методов довольно высока. Доцент нашей кафедры, стипендиат Кабинета Министров Сергей Найда предложил способ экспресс-диагностики слуха и на его основе прибор, с помощью которого может быть реализована реальная для Украины программа скрининга, предполагающая разработку нового поколения аудиологических средств для объективной диагностики слуха, а также усовершенствование существующих методов. Пока мы находимся на этапе презентации этих средств и методов.

Еще одна наша разработка — акустический термометр. На кафедре создана теория этого прибора, и пока своими силами мы пытаемся создать его экспериментальный образец. Акустотермометром можно измерять глубинную температуру органов человека, не оказывая на организм ровным счетом никаких внешних воздействий, что особо важно для ранней функциональной диагностики при обследовании новорожденных. Принцип работы прибора основан на том, что он улавливает шум, который образуется в процессе броуновского движения молекул, что позволяет с точностью до 0,1 градуса определить температуру внутреннего органа. Подобные разработки ведутся в России, но методы, предлагаемые российскими коллегами, дают погрешность в 3 градуса.

Стоит обратить внимание на удручающую тенденцию: украинские потребители подобной аппаратуры не проявляют должного интереса к отечественным инновациям, так как сориентированы на западную продукцию. Это связано отнюдь не с тем, что мы предлагаем низкое качество, просто клиники, например те, что занимаются проблемами слуха, в большинстве своем являются представительствами западных структур, которые, естественно, заинтересованы в реализации своих технологий. Еще в 95-м году кафедра совместно с Государственным НИИ гидроприборов разработала УЗИприбор, который до сих пор не внедрен. Тем не менее мы продолжаем научные изыскания, привлекая к этим работам студентов, и сегодня наших выпускников вы можете встретить во всех украинских центрах проблем слуха и речеобразования.

Более востребованным в плане реализации нашего потенциала стало направление архитектурной акустики и озвучивания помещений. За последние годы мы реализовали акустические проекты в залах Верховной Рады, в Администрации Президента, в Кабмине, клубе Минтранса, Нежинском драмтеатре, в Доме творческих союзов и других заведениях. В настоящее время работаем в Мариинском дворце.

Что собой представляют эти проекты? Это совместная с архитекторами работа по оптимизации акустических условий слышимости, разборчивости речи в помещении, улучшению качества звучания музыки, если речь идет о концертных залах. Одной лишь аппаратурой плохую акустику не исправить, необходимо улучшать геометрию помещений, правильно размещая звукопоглощающие материалы и отделочные экраны. Причем сложность в том, что зачастую нам приходится иметь дело со зданиями, являющимися памятниками архитектуры, и в нее мы не имеем права вмешиваться. Каждый проект индивидуален, это — творческая работа.

Один пример. В музее Леся Курбаса есть театральная лаборатория — зал для экспериментальных постановок. Он был недостаточно «сухим», как требуется для драматических спектаклей. Громкость была, но не было разборчивости, высокие потолки создавали ненужный гул. А задачу нам поставили такую, чтобы зал менялся — сегодня нужен гулкий, завтра — сухой. И мы ее решили путем довольно сложного озвучивания — размещения 12-канальной системы (звук может подаваться со сцены, сверху, сбоку), и главное — с помощью нескольких слоев занавесей из разных материалов, которые при определенном завешивании меняют акустику помещения. Теперь он может проходить стадии от зала драмтеатра до оперного, филармонического и органного.

А пример того, как реставрацию проводят без участия специалистов, вы можете наблюдать в зале органной музыки Киева, где на хороший пол из гранита постелили паркет, чем ухудшили слышимость до неузнаваемости. Также заслуживает критики зал Украинского дома.

Разумеется, к этим работам мы привлекаем студентов, нашими выпускниками уже созданы конкурирующие с нами фирмы, они также находят себя в проектах по решению актуальных для развлекательных помещений (клубов, казино и т. п.) проблем, связанных со звукоизоляцией.

И, наконец, два слова о самом молодом и, на наш взгляд, перспективном направлении — обработке музыки и речи. Здесь студенты ищут научные подходы к оценке качества звучания инструментов, музыкальных произведений, голосов исполнителей, дикторов. То есть пытаются математически проанализировать то, что обычно субъективно оценивается гуманитариями. Последнее успешное исследование заключалось в том, что, воспользовавшись разработанными нами методиками оценки певческого голоса, мы проанализировали голоса первых конкурсантов программы «Шанс», выделив два с самыми лучшими характеристиками. Именно эти два голоса заняли первое и второе место в конкурсе».

Подготовил Роман БАРАШЕВ, №8 (258) 25 лютого – 3 березня 2005 р.

 

 

 

 [:]