[:uk]

Огляд надав Попов Іван ДГ-42

На заре звуковой эры колонки были совсем не такие, как сейчас. Первые репродукторы вообще не имели акустического оформления. Затем появились рупоры, а еще позже – экраны, т.е. панели без задней стенки. Патент на закрытый ящик был выдан в 1955-м, и он благополучно дожил до наших дней. Но недавно фирма Jamo решила обратить ход инженерной мысли вспять.

Эволюция домашних АС от открытых конструкций к ящичным была вызвана необходимостью решить две противоречащие друг другу задачи: сделать колонки менее громоздкими и в то же время получить от них глубокий и мощный бас. Что мешает его воспроизвести динамику без акустического оформления? Это явление известно даже школьнику и называется акустическим коротким замыканием: звуковое давление, создаваемое лицевой поверхностью движущегося диффузора, нейтрализуется разрежением с обратной его стороны. Корпус устраняет это взаимодействие – для излучателя он служит бесконечным экраном, отделяющим “положительную” часть звуковой волны от “отрицательной”.

Однако, добиваясь таким образом нужного количества баса, приходится жертвовать качеством звучания. В любом, даже самом совершенном корпусе возникают внутренние резонансы и вибрируют стенки, из-за чего появляются т.н. ящичные призвуки. Нужно подбирать тип и количество внутреннего звукопоглотителя, закрывать СЧ-головки специальными колпаками, подавлять аэродинамические шумы фазоинвертора и глушить внутренние отражения, выходящие наружу через порты. Но главная проблема в том, что ящик не решает всех проблем с низкими частотами. Наиболее популярное в наше время оформление bass reflex не обеспечивает хорошо артикулированного баса из-за фазовых сдвигов в цепи “НЧ – головка – фазоинвертор”. Закрытый ящик лишен этого недостатка, но для воспроизведения самого низкого баса должен иметь габариты, мало приемлемые для жилых помещений. А всевозможные лабиринты и transmission line хотя и способны на глубокие и линейные низы, но добавляют в звучание изрядную порцию собственных призвуков. Конструкторская мысль, конечно, не стоит на месте – появляются системы с двумя и даже тремя портами, пассивными радиаторами и навороченные банд-пассы. Очень перспективны планарные и электростатические АС, но они весьма дороги, громоздки, и при этом им все равно требуется помощь сабвуфера. Так что ящик как был, так и остается самым распространенным видом акустического оформления.

В датской Jamo при разработке новой модели акустики решили избавиться от перечисленных выше проблем наиболее радикальным способом – отказавшись от корпуса вообще. При первом знакомстве с R909 кажется, что красавцы сделаны исключительно ради внешнего эффекта, тем более что гамма цветов включает не только черный, но и ярко-красный “Ferrari”. Но если подумать, то компания вряд ли бы стала рисковать своей репутацией, объявив R909 флагманом своего модельного ряда. Убеждает в серьезности намерений и детальное обоснование самой конструкции, созданию которой предшествовали научные исследования, компьютерное моделирование и многочисленные эксперименты.

Датчане уверяют, что сумели добиться от открытой системы (а R909 представляет собой трехполосную АС, в которой все излучатели, кроме твитера, работают во free-air) низкого линейного баса в реальных условиях прослушивания. Попробуем понять, каким образом.

Для открытых АС основополагающее значение имеет площадь излучающей поверхности. Чем больше диаметр диффузора, тем слабее выражается эффект акустического короткого замыкания – излученная волна как бы успевает убежать от динамика, прежде чем она будет нейтрализована противофазной. Кроме того, на зависимость “волновой” от “компрессионной” составляющей звука сказывается и его частота. Чем ниже частота, тем с большей амплитудой и меньшей скоростью колеблется подвижная система, а следовательно – сильнее проявляется АКЗ, и частотная характеристика перестает быть линейной. Инженеры Jamo решили: если известен характер нелинейности, то ее можно компенсировать подбором фильтров (см. схему). Но потребуется сконструировать НЧ-драйверы, обеспечивающие высокое (порядка 100 дБ) звуковое давление на частотах от 30 Гц.

Исходя из этого и сложилась конструкция R909. Как видите, басовиков у нее два, причем диаметром 38 см, а таким калибром не всякий сабвуфер может похвалиться. На вид – обычные низкочастотные головки, но на самом деле это не так. Диффузоры сделаны из легчайшей непресованной целлюлозы и при своих габаритах обладают рекордно малой массой. Однако, облегчив до предела мембраны и добившись минимальной инерционности, получаем другую проблему – рост его резонансной частоты. А первое правило качественного воспроизведения гласит, что динамик не должен работать в области собственного резонанса. Пришлось придумывать очень мягкий свободный подвес, а главное – добиться при производстве ничтожного разброса его гибкости от экземпляра к экземпляру. Для справки: у басовиков R909 резонансная частота 27 Гц, тогда как типовое значение у большинства головок – около 45 Гц. Вентилируемая звуковая катушка особой конструкции обусловила высокую изначальную чувствительность и выдерживает огромную подводимую мощность на самых низких частотах.

Разумеется, СЧ-динамик также сконструирован для открытого оформления. На средних частотах АКЗ минимально, а на первый план выходит линейность, поскольку сравнительно небольшой (150 мм) диффузор должен работать с повышенной амплитудой. На снимках хорошо видно, на какие хитрости пошли инженеры (патент SEAS): расположенный внутри тонкий неодимовый магнит окружен плоскими магнитопроводами, фокусирующими поле на звуковой катушке и в то же время не создающими акустического сопротивления.

С лица твитер ничем не отличается от аналогичных с мягким куполом, но если вы заглянете с обратной стороны, сразу узнаете один из лучших высокочастотников, ScanSpeak Revelator с оптимизированной камерой для подавления обратного излучения. Заодно минимизированы и внутренние резонансы, из-за чего получается линейная АЧХ без локальных всплесков и спадов.

Шасси (огромную изогнутую панель называть корпусом как-то неловко) сделано из нескольких слоев MDF суммарной толщиной 46 мм и покрыто рояльным лаком. Сзади оно усилено мощным ребром – это “сэндвич” из стали и резины, эффективно гасящий вибрации литых корзин. Устанавливается система на тяжелой литой станине с двумя парами мощных акустических клемм с необычным серым матовым покрытием вместо традиционной позолоты.

К R909 не подходят традиционные правила расстановки акустики. С одной стороны, они не вызывают в комнате сильных стоячих волн из-за дипольной природы излучения. С другой, на качестве звучания куда сильнее, чем обычно, сказываются вторичные отражения, возникающие в углах помещения. Ориентируясь только на слух, всю площадь комнаты можно без труда расчертить на области, где бас сильно ослаблен, линеен или заметно усилен – получится карта звукового давления с циклонами и антициклонами. Этот каприз R909 стоит иметь в виду всем и особенно – специалистам, которые будут внедрять и без того необычные (по стилю) колонки Jamo в жилой интерьер. Учтите, что после размещения АС по выработанному с эстетических позиций плану придется переставлять и кресло слушателя, и сами колонки, иначе они не смогут раскрыть весь свой потенциал.

А он у R909 немалый. Какое-то время придется привыкать к новым ощущениям – характер баса не имеет ничего общего с тем, что бывает у традиционных АС. Он проработан до мелочей, точно передает колорит и оттенки. Инфранизкие и самые мощные составляющие переходят в настоящую ударную волну, которая пытается сдвинуть вас с места. На музыке низкий бас передается мягко, с приятным волнением, а высокий – бодро и рельефно. Если колонки установлены правильно, вы получите правдоподобный, узнаваемый бас, до которого, правда, некоторым надо дорасти – он не так эффектен, как в системах с мощным сабвуфером.

Средний диапазон состыкован с нижним почти идеально – в звуке масса информации, вместе с основными гармониками слух улавливает тончайшие тембральные нюансы. Верхняя полоса воспроизводится удивительно нейтрально (опять же кому-то такое воспроизведение может показаться скучным). В этой полосе все звучит нежно, прозрачно, с хорошим разделением агрессивных дискантов от воздуха.

Чтобы отыскать у R909 минусы, придется слушать их не один час. Например, можно обнаружить, что сцена недостаточно четко локализована и имеет условную глубину. Но чуть передвинув АС (запаситесь рулеткой – устанавливать придется с точностью до сантиметра) и изменив их направление, получаешь искомую глубину и фокусировку. Упражнения с шестидесятикилограммовыми колонками будут неплохой разминкой для любого меломана, и это, пожалуй, еще один плюс R909.

Любая акустика такого уровня, как правило, имеет лишь один недостаток – она не прощает компромиссов в остальном тракте и невнимания к мелочам. Вот и к новым Jamo стоит отнестись всерьез, лишь тогда они откроют душу.

Avantgarde Acoustic META primo

Полностью рупорные акустические системы / В одном корпусе совмещены двухсекционный рупорный сабвуфер и два рупорных излучателя / Каждая сабвуферная секция оснащена встроенным 500-ваттным усилителем / Суммарно за воспроизведение НЧ отвечают восемь 12-дюймовых драйверов / Усовершенствованная конструкция кроссовера с величиной пикового напряжения 1000 В / Запатентованная система контроля воспроизведения баса ADRIC / Номинальное сопротивление: 18 Ом / Чувствительность: 105 дБ / Размеры: 180х67х65 см

Компания AVANTGARDE Acoustic (Германия) – последовательный сторонник создания рупорных систем – до последнего времени интегрировала рупорные ВЧ- и СЧ-звенья своей акустики с активными сабвуферами классической конструкции. И вот наконец разработчики представили публике уникальный НЧ-излучатель рупорного типа – Basshorn. Конструкция объединяет от 2 до 12 модулей, в каждом из которых работает 12-дюймовый басовый динамик. В максимальной комплектации суммарная масса магнитной системы превышает 100 кг, а общая площадь рупоров приближается к 6 квадратным метрам. Семикиловаттная мощность, патентованная система ARDIC (Active Dynamic Radiation Impedance Compensation – динамическая система компенсации реактивного сопротивления рупора) плюс гигантская площадь излучения обещают, похоже, нечто невероятное… Вероятно, по столь же невероятной цене

[:]